цифровые технологии и качественный звук

 

Многие знают о крупнейшей международной выставке HIGH END, которая каждый год весной проходит в Мюнхене, но не все знакомы с другой выставкой аудиоаппаратуры высшего класса – hifideluxe, которая одновременно проходит на другой площадке. В этом году в мои планы входило побывать на обеих выставках, и я хотел бы поделиться своими впечатлениями с посетителями сайта ПК Аудиофил.

Обе экспозиции настолько обширны и интересны, что невозможно в одном обзоре рассказать обо всех новинках техники и технологии для звуковоспроизведения. Поэтому я в первую очередь расскажу о самых интересных экспонатах аудио высокого разрешения (АВР) и других новинках аудиоаппаратуры, которые ещё не демонстрировались на выставках в Москве.

Выставка HIGH END 2016

Одна из самых крупных и известных в мире выставок аудиоаппаратуры проходила с 5 по 8 мая 2016 г. Как обычно, она располагалась в четырёх больших павильонах выставочного центра MOC, причём были задействованы дополнительные площади второго и третьего этажа атриума.

Кстати, по выставочным площадям HIGH END является самой большой в мире выставкой аудиотехники – более 28 000 кв. метров. В этом году было зарегистрировано рекордное количество компаний-участников (производителей и дистрибьюторов) – 518 из 42 стран. На выставке побывало около 20 000 посетителей, среди них – более 7 000 специалистов из 69 стран.

Как только попадаешь на выставку, сразу чувствуешь атмосферу праздника. Праздника для любителей хорошего звука и для тех, кто такой звук помогает услышать.

Проходы между рядами выставочных кабин названы, как улицы, именами выдающихся музыкантов, например, улица  Гектора Берлиоза, авеню Майлза Дэвиса,  дорога Ленни Кравица. На этих улицах можно встретиться и побеседовать с известными личностями, такими как Дэвид Чески (David Chesky) – композитор, музыкант, один из создателей студии звукозаписи Chesky Records и самого крупного ресурса музыки с высоким разрешением HDTracks, или Иль Вон Ли (Il Won Lee) – президент и главный разработчик компании SOtM, или Стивен Дэвис (Stephen Davis) – один из организаторов аудиовыставки AXPONA в США. Собственно, в Мюнхене собираются многие представители аудиобизнеса, а экспозиции часто представляют руководители и главные разработчики компаний.

 

На выставочных улицах играют музыканты.

 

В фойе организована художественная экспозиция обложек грампластинок.

 

Настроение выставки чувствуется везде. Если на первом этаже, в общих больших павильонах, разделённых на отдельные выставочные площадки, всё время музыкальный фон и суета, то на втором и третьем этаже атриума, где расположены отдельные большие комнаты для прослушивания, – спокойная, деловая атмосфера. Даже в туалетах (извините за приземлённость) можно увидеть шутливые объявления, призывающие побыстрее вернуться к экспозиции.

 

Одно из самых ярких впечатлений от услышанного было, наверное, в комнате с оборудованием Totaldac и Voxativ.

Трёхблочный ЦАП на матрицах R2R со встроенным сервером был подключён к усилителям  и акустике Voxativ, и всё это звучало превосходно. Акустическим системам Voxativ 9.87 System (29 900 евро) удавалось с одинаковым успехом воспроизводить музыку самых разных жанров, но особенно мне понравилось, как тонко они передавали нюансы звучания вокала и гитары. АС состоят из двух частей: верхняя часть с одним широкополосным излучателем, внизу – активный сабвуфер с двумя динамиками.  

 

На фото слева изображён трёхблочный ЦАП со встроенным музыкальным сервером Totaldac d1-twelwe (29 500 евро), состоящий из двух моноблоков-преобразователей и блока восстановления тактовой частоты. ЦАП может быть также оснащён и активными фильтрами. Справа – внутренний вид преобразователя Totaldac  с резисторными матрицами R2R.

 

Порадовало звучание модернизированной системы LS1be голландской компании Grimm Audio. Предыдущий вариант LS1 уже был представлен на выставке в Москве в 2013 году, и тогда завоевал звание «Лучшей аудиосистемы по мнению сайта ПК Аудиофил». В новой системе LS1be (36 000 евро), впервые выставленной в Мюнхене, установлен бериллиевый высокочастотный динамик, созданный совместно с компанией SEAS. Сабвуфер LS1s-dmf Sub с оригинальной системой обратной связи снижает уровень искажений в 30 раз, как уверяет производитель, делая низкочастотный звук очень правдоподобным. Новый блок управления LS1i c пультом ДУ дополняет перечень нововведений.

 

На выставке было представлены разнообразные цифровые источники. Среди них – музыкальный сервер из Великобритании Innuos Zenith Mk. II.

Сервер работает на четырёхядерном процессоре Intel (частота 2 ГГц), имеет три раздельных блока питания, два изолированных сетевых порта RJ45, выходной малошумящий интерфейс USB и поддерживает сигналы ИКМ с частотой до 384 кГц, а также DSD64, DSD128 и DSD256. Оптический привод TEAC используется для копирования компакт-диска на жёсткий диск. Выпускается два варианта сервера: Zenith Mk. II Std (1 999 ф. ст.) с твердотельным накопителем Samsung EVO на 1 ТБ и Zenith Mk. II XL – с накопителями на 2 ТБ (2 499 ф. ст.).

 

Известный японский производитель Melco представил всю линейку цифровых источников: N1A, N1ZH, N1ZS и  N1ZSP. Первые два оснащены механическими жёсткими дисками – на 4 и 6 ТБ, а два других – твердотельными накопителями на 1 и 2 ТБ соответственно. На переднем плане – модель N1ZS (7 900 евро), в которой установлены два накопителя по 512 ГБ собственного производства Buffalo N Audio Grade, обладающие повышенной стабильностью и специально разработанные для аудиосерверов . В аппарате применяется два раздельных малошумящих блока питания с увеличенной ёмкостью конденсаторов,  два оптически-изолированных сетевых порта и используются другие технические решения высокого уровня. Цифровые источники Melco универсальны – они поддерживают всевозможные форматы цифрового сигнала, могут работать как музыкальный сервер, подключённый к ЦАПу по USB, или как хранилище для музыкальных файлов, подключаемое к системе через другой цифровой плеер, или как сетевой плеер.

 

Другой японский производитель fidata представил новинку – сетевой аудиоплеер HFAS1, который также может подключаться напрямую к ЦАПу или  по сети к другому цифровому плееру, если используется в качестве сетевого хранилища. На фото изображено как раз такое подключение к плееру Lumin. На момент экспозиции на выставке HIGH END 2016 цена на сетевой плеер fidata HFAS1 ещё не была установлена.

 

Упомянутая марка Lumin китайского производителя Pixel Magic Systems Ltd. была широко представлена на выставке. Среди показанных моделей – аудиофильские сетевые музыкальные проигрыватели Lumin D1, T1, U1 стоимостью от 143 500 до 502 200 р. и хранилище Lumin L1 (71 000 р.).

 

Итальянская компания Diesis Audio, в основном известная благодаря своим оригинальным рупорным АС, производит также цифровой проигрыватель Neptune (14 900 евро). Он работает на ОС Linux, поддерживает всевозможные форматы и частоты цифрового сигнала, воспроизводит музыку из памяти. Внутри аппарата находится ЦАП M2Tech Young DSD, имеется точка доступа Wi-Fi для подключения управляющего мобильного устройства и интернета, жёсткий диск 2 ТБ.

 

Новый сетевой проигрыватель sMS-200 (510 долл. США) продолжает линейку миниатюрных компонентов корейской компании SOtM. Основное отличие от предыдущей модели sMS-100 состоит в том, что новый проигрыватель создан на базе системной платы, разработанной SOtM специально для аудио. При этом из функционала платы были исключены ненужные элементы, а необходимые для звуковоспроизведения функции и соответствующие цепи были оптимизированы.  Проигрыватель поддерживает частоты ИКМ до 384 кГц и DSD до DSD256. Для вывода сигнала используется высококачественный интерфейс USB также собственной разработки.

На стенде SOtM можно было увидеть много новых или уже известных устройств, которые высоко ценятся любителями компьютерного аудио, в том числе аудиофильский сетевой кабель dCBL-CAT7 со специальным фильтром и отдельный фильтр-изолятор iSO-CAT6SL для сетевого соединения LAN (на левом снимке). На снимке справа на стойке установлены (сверху вниз): ЦАП с питанием от аккумуляторных батарей sDP-1000EX (новый вариант известного преобразователя sDP-1000, музыкальный сервер sMS-1000SQ Windows Edition и линейный блок питания sPS-1000.

 

 

Датская компания AVM-TEC представила цифровой источник Alluxity Media One, в котором имеется встроенный ЦАП и установлен жёсткий диск объёмом 2 ТБ для фонотеки  музыкальных файлов. Media One (9 500 евро) может работать как музыкальный плеер (с симметричным и несимметричным аналоговыми выходами); как ЦАП, принимающий цифровой сигнал с внешнего накопителя по сетевому соединению; как хранилище при проигрывании файлов на другом аппарате. Специальное ПО ReQuest с удобным интерфейсом позволяет с помощью мобильного устройства управлять Media One и другими компонентами Alluxity.

 

 

Опытная компания Magnum Dynalab из Канады представила прототип сетевого плеера Music Audio Streamer. На передней панели аппарата расположен пятидюймовый сенсорный цветной дисплей высокого разрешения для управления и высококачественного отображения обложек музыкальных дисков. Плеер поддерживает всевозможные цифровые форматы, имеет встроенный ЦАП и двойную систему Wi-Fi.

 

 

Ещё одна канадская компания EMM Labs показала новые электронные компоненты, среди которых  CD/SACD -транспорт TX2 (25 000 долл. США) и  ЦАП DA2 (25 000 долл.). Электроника работала через солидные рупорные АС Lansche Cubus Mk II (65 000 евро, Германия). В транспорте TX2 сигнал от диска преобразуется в формат DSDx16 (DSD1024), с частотой в 16 раз выше, чем у SACD, которая используется только в устройствах EMM Labs. Затем сигнал через оптический интерфейс собственной разработки передаётся на ЦАП DA2, в котором конвертер на дискретных элементах обрабатывает его в чистом виде.

 

Среди цифроаналоговых преобразователей моё внимание привлекли следующие экспонаты.

 

Немецкая компания Brinkmann Audio, имеющая многолетнюю историю производства электронных компонентов для аудио, представила ЦАП с названием, которое говорит само за себя, – Nyquist («Найквист»). Этот преобразователь поддерживает сигналы ИКМ до 384 кГц/32 бит, DSD до DSD128, а также формат MQA. В дополнение к обычному набору цифровых входов (коаксиальный, оптический, AES/EBU и USB) ЦАП оснащён также и сетевым входом RJ45.  Как и в других новых электронных компонентах компании Brinkmann Audio, в преобразователе Nyquist применяется гибридная схемотехника, и в выходных каскадах используются лампы. В ЦАПе имеется регулятор громкости и выход на наушники. Принимая во внимание быстрое развитие цифровой аудиотехники, и, в частности, цифроаналоговых преобразователей, компания предусмотрела возможность модернизации как программного обеспечения ЦАПа, так и его узлов. В будущем, при необходимости, цифровой модуль может быть заменён на более совершенный самим пользователем.

 

Второй раз попадает на выставку в Мюнхене ЦАП NADAC (Network Attached DAC), выпускаемый швейцарской компанией Merging Technologies – авторитетным производителем профессионального аудиооборудования для записи и обработки сигналов форматов DSD и DXD.

Главная особенность ЦАПа NADAC – использование в качестве основного цифрового входа интерфейса Ethernet (технология RAVENNA/AES67) на разъёме RJ45. По мнению компании Merging Technologies этот способ соединения, который сейчас с успехом внедряется в профессиональной цифровой аудиотехнике, обладает рядом преимуществ перед другими. Во-первых, более высокой точностью передачи цифрового сигнала, в том числе в асинхронном режиме. Во-вторых,  при таком соединении могут использоваться кабели длиной до 100 м (и даже больше при подключении через хабы и повторители). В преобразователе NADAC  этот вход способен принимать все сигналы, поддерживаемые ЦАПом: 44,1 – 384 кГц ИКМ, в том числе DXD, DSD 64, DSD128 и DSD256. В качестве цифроаналогового конвертера используются микросхемы ESS Sabre ES9008S. В стереоварианте ЦАПа – их восемь, по четыре на канал. Имеется высококачественный встроенный усилитель для головных телефонов,  симметричные и несимметричные выходы: два –для стереоварианта (цена 9 640 евро) или восемь – для многоканального варианта (10 600 евро).

 

На стенде Metrum Acoustics главный разработчик компании Сейс Руйтенберг (Cees Ruijtenberg) представлял свои ЦАПы без передискретизации. Особое внимание привлекала новинка – преобразователь Adagio (450 000 р., чёрного цвета на фото), собранный, как и флагманская модель Pavane, на R2R-матрицах. У ЦАПа Adagio – два отличия от собрата: использование новых модулей Transient DAC TWO и наличие уникального регулятора громкости. Этот регулятор, позволяющий менять уровень сигнала путём изменения напряжения питания матриц, не имеет недостатков, присущих цифровым и аналоговым регуляторам, зато сохраняет положительные стороны каждого.

 

Компания Playback Designs (США), которой руководит известный разработчик оборудования для формата DSD Андреас Кох (Andreas Koch), оформила свой стенд в стиле винного погребка. И это – не случайно, ведь названия аппаратов звучат так: «ЦАП Мерло» (Merlo DAC, 6 500 долл. США), «сервер Сира» (Syrah Server, 6 500 долл.), «АЦП Пино» (Pinot ADC, 7 000 долл.). Оригинально была организована и демонстрация техники. Аналоговый сигнал со студийного магнитофона подавался на АЦП Pino, преобразовывался в формат DSD, а затем с помощью ЦАПа Merlo – обратно в аналоговую форму. Причём можно было сравнить звучание на выходе магнитофона и на выходе ЦАПа.

Надо сказать, что, учитывая высочайший уровень разработки, все аппараты Playback Designs являются уникальными техническими устройствами. В ЦАПе Merlo, например, отсутствует конвертерный чип, и преобразование сигналов DSD в чистом виде происходит в ПЛИС в соответствии со специальным алгоритмом, а сигналы ИКМ перед конвертированием преобразуются в DSD.  Причём в случае последующего усовершенствовании этого алгоритма , например, при введении нового формата, пользователь сможет самостоятельно перепрограммировать ПЛИС. В отличие от подавляющего большинства выпускающихся преобразователей, тактовый генератор «Мерло» основан не на кварцевой стабилизацией частоты, а на микроэлектромеханическиой системе (МЭМС), которая превосходит традиционное решение. По словам разработчика, проблема с джиттером просто отсутствует.

Кроме обычного набора цифровых входов, имеется оптический вход PLink собственной разработки, который, как и USB, поддерживает все форматы и частоты цифрового сигнала вплоть до 384 кГц (ИКМ) и 11,2 МГц (DSD256). В компании Playback Designs считают, что PLink – это самый лучший тип цифрового интерфейса с точки зрения звучания и удобства использования. В ЦАП «Мерло» заложены и другие интересные технические решения, однако самое уникальное из них – поддержка процесса звукозаписи. С помощью специального ПО и USB-интерфейса, который работает на вход и выход, цифровой сигнал параллельно с преобразованием может передаваться на компьютер для записи соответствующего файла.

 

 

Новый ЦАП Nagra Classic DAC (Швейцария) является упрощённой версией модели HD DAC с сохранением основных схемных блоков – входного модуля и цифроаналогового конвертера. Как и для старшей модели, эти блоки разработаны совместно с компанией AKDesign Андреаса Коха. Изменения коснулись аналоговых цепей, отсутствует регулировка громкости и усилитель для наушников. Classic DAC (16 000 швейц. фр.) поддерживает сигналы ИКМ до 384 кГц/32 бит и DSD до DSD128. Причём, как и в других современных устройствах, разработанных Андреасом Кохом, сигналы ИКМ перед конвертацией преобразуются в однобитный DSD-формат, а затем уже в этом формате конвертируются в аналоговый сигнал. Конвертер собран на дискретных элементах без применения типовых конвертерных чипов. Выходные каскады (тоже на дискретных элементах) работают в классе А. Хотя в аппарате установлен высококачественный блок питания с 25 раздельными каналами, вместо него может быть использован внешний блок Nagra MPS.

 

 

Итальянская компания Lector Strumenti Audio показала ЦАП DOT-BIT DSD-DAC (2 800 евро),  тоже работающий без конвертерного чипа. Функцию конвертирования выполняет разработанный в компании специальный DSD-модулятор на основе КМОП-структур, производящий обработку DSD-сигналов в чистом виде. Это позволяет отказаться от использования типовых конвертерных чипов, производящих пересчёт сигналов DSD в ИКМ. ЦАП поддерживает только сигналы формата DSD до DSD256 включительно. Когда на вход USB подаются сигналы ИКМ, то они без изменения могут передаваться на цифровой выход S/PDIF (RCA) или AES/EBU (XLR), расположенные на задней панели. Выходные аналоговые каскады собраны на двойных триодах, работающих в классе А и обеспечивающих настоящий балансный выход. Имеется также и несимметричный выход. ЦАП DOT-BIT DSD-DAC входит в серию компонентов «R», корпуса которых для снижения резонанса выполнены с округлыми боковыми сторонами.

 

 

Другая итальянская компания CanEVER AUDIO из Венеции  представила ZeroUno DAC (5 450 евро) с ламповыми аналоговыми каскадами. Целью разработчиков являлось создание ЦАПа, который мог бы обеспечить звук, напоминающий звучание от аналогового источника, например, проигрывателя грампластинок. В качестве конвертерного чипа используется ESS ES9018S, но с оригинальными запрограммированными характеристиками. Особое внимание было уделено созданию короткого сигнального тракта и выходным каскадам, работающим в классе А. В ЦАПе – два тороидальных трансформатора для двух раздельных блоков питания. Наличие регулятора громкости позволяет подключать предусилитель напрямую к усилителю мощности, причем для согласования с усилителем предусмотрена регулировка уровня выходного сигнала.

 

 

Компания Auris Audio из Сербии продемонстрировала красивые аудиокомпоненты в корпусах из дерева, отделанных натуральной кожей. На снимке сверху – ЦАП D1D, один из лучших среди пяти преобразователей, выпускаемых компанией.  Он поддерживает сигналы ИКМ частотой до 384 кГц,  DSD64 и DSD128. В качестве USB-модуля использован блок Amanero Combo384. Возможны два варианта отделки – белой и чёрной кожей.

 

Два новых ЦАПа были показаны китайской компанией Opera Audio – Consonance Reference DSD1.1  и DSD1.3 (1 598 евро). Первый из них DSD1.1 (2 298 евро) поддерживает сигналы ИКМ до 768 кГц/32 бит и DSD до DSD256. Сигнал может подаваться на обычные цифровые входы, а также по беспроводному соединению Bluetooth для использования с мобильными устройствами. Имеется возможность выбора одного из пяти вариантов фильтров для сигналов ИКМ и двух – для DSD. Выходные каскады для несимметричного выхода собраны на лампах. ЦАП DSD1.3 имеет более скромные параметры и, соответственно, более низкую цену (1 598 евро). Компактный сетевой плеер Consonance X5 (на левом фото сверху, 598 евро) может выдавать сигналы ИКМ до 384 кГц/32 бит и DSD до DSD256. Он оснащён сетевым портом RJ45 и четырьмя разъёмами USB, один из которых используется для соединения с ЦАПом, а к другим можно подключать или внешний накопитель. Есть также возможность беспроводного подключения к сети по Wi-Fi с помощью прилагаемого адаптера.

Вверх